Статья для тех, кто собрался менять амортизаторы на Таврии и Славуте - обзор производителей, выбор по характеристикам, особенности ремонта.

Сначала немного скучной теории, зачем нужны амортизаторы и как их состояние влияет на поведение машины.

Работа амортизаторов гасить колебания автомобиля, вызванные неровностями дороги, маневром, разгоном, торможением и прочим. Если амортизаторы не работают совсем, то управлять машиной на скорости более 40 км/час довольно проблематично.

Есть несколько заблуждений, связанных с амортизаторами - новые амортизаторы никак не влияют на дорожный просвет (машина не поднимается, исключение газовые амортизаторы).

Термин "амортизатор" и "стойка" равнозначен. Можно употреблять оба термина. В отличии от жигулей в Таврии амортизатор это несущий элемент конструкции подвески, поэтому можно использовать термин "стойка".

Амортизаторы бывают масляные (гидравлические) и газомасляные. Чисто газовых не бывает, но для газомасляных устоялось обиходное название "газовые" или "газ".

Все амортизаторы, в том числе китайские, двухстороннего действия. Односторонних никто не производит.

Отличия по годам выпуска и конструкции.

Для всех моделей, всех годов выпуска конструкция амортизатора одинакова. Это справедливо для всех моделей - Таврия, Дана, Славута, Пикап. Для пикапов, выпущенных в середине 2000-х шли свои амортизаторы (типа усиленные), но в последние года выпуска на них начали устанавливать стандартные амортизаторы.

Передние отличаются от задних. Передний левый отличается от переднего правого (не взаимозаменяемы). По задним амортизаторам отличий по стороне нет - для правой и левой стороны амортизаторы одинаковые.

Для передних амортизаторов поставляются как амортизаторы в сборе (полностью собранные в корпусе, без пружин чехлов и прочего), так и вставные патроны, называемые упрощённо  "вставки". Вставные патроны представляют из себя полностью готовые к установке детали, ничего регулировать или заливать масло не нужно.

Диагностика.

Когда нужно менять амортизаторы?

Часто это проблема. Дело в том, что амортизаторы редко выходят из строя "вдруг и сразу". Обычно это процесс растянут по времени и водитель привыкает к поведению машины. Диагностику лучше проводить на СТО, ничего сложного, но нужен опыт. Идеальный вариант проверить работу амортизаторов на специальном стенде, но иногда стоимость диагностики выше стоимости амортизаторов, поэтому многим не подойдёт по экономическим причинам. Диагностика обычно сводится к традиционному покачиваю машины и заездом по участке дороги с неровностями.

Если амортизатор стучит и потёк, то тут всё просто, менять без вариантов. Но так бывает не всегда.

Самый распостранённый признак плохой работы амортизаторов - заметная потеря устойчивости машины после 90 км/ч.

Производители, качество, цены (без обзора характеристик).

Для простоты разделим производителей по странам.

Украина.

Мелитопольский Агат. Советское название Мелитопольский Автогидроагрегат. Амортизаторы именно этого производителя поставлялись на сборочный конвейер, за исключением первых двух лет работы ЗАЗа при корейцах. Выпускается весь спектр продукции - в сборе, вставки, масляные, газомасляные, жёсткие, мягкие и естественно стандартные. По качеству уверенный середнячок, по соотношению цена-качество безусловный лидер.

Мелитопольские частники. Производят продукцию как под собственными брендами, например Плазма или OCB (хотя это тип стойки, но такой вот у них маркетинг), так и активно подделывают продукцию Агата. Качество ниже китайского, вплоть до детских проблем, например корпус амортизатора разламывается, и такая проблема встречается часто. Так что опасно для здоровья и нервов - не подходить и близко к этой продукции.

Польша.

Производитель Делфи (Delfi). Продукция поставлялась на сборочный конвейер ЗАЗа при корейцах. Качество высокое и стабильное. После кризиса 2008 года производство прекращено. Компания обанкротилась и сменила владельца. То что сейчас продают на рынках, как правило подделка.

Белоруссия.

Производитель Фенокс. Производит только задние, масляные и газомасляные. Качество уверенного середнячка.

Россия.

Плаза. Санкт-Петербург. Первые годы выпускали продукцию отличного качества, пробег амортизатора мог превысить 100 тыс. После очередного кризиса начали экономить на комплектующих, качество резко упало, вплоть до массового брака. Покупать не стоит. Выпускали только газомасляные.

ССД (СибСпецДеталь). Статистики по ним нет, производятся недавно. К нам попали в руки два комплекта, один из них бракованный. Поставщик "включил дурака". Решили с ними не свзязываются. Выборка непрезентативная, буду честным, поэтому авторитетно сказать о качестве не могу.

Китай.

Сами китайцы не догадались делать запчасти для Таврии. Это инициатива наших коммерсантов. Что китайцам заказывают, то они и производят. А заказывают им наши по принципу "подешевле, но что бы сразу не вернули". Качество соответствующее, хуже не куда. Единственное достоинство - низкая цена.

Выделять каких то производителей не будем, просто перечислим: Zolex, Master Sport, LSA, QAP, AT, CRB-KLS, Hort, SBR, FSO и постоянно появляются новые. 

Обращаем Ваше внимание, что ни на одном из производителей не написано о том, что продукция сделано в Китае. Обычно написано "Сделано в Словакии", "Сделано в Чехии", "Сделано в Корее" и так далее. Покупателю изначально врут. На репутацию и качество как правило наплевать. Стоит ли покупать? Не стоит, даже если предлагают дёшево. Стоять в чистом поле, при минус 20, по причине того, что у Вас лопнул амортизатор, не самое приятное времяпровождение.

Бразилия-Япония.

Особняком выделяется продукция японской фирмы Каяба (KYB). Компания именитая, штаб квартира находится в Японии, амортизаторы для Таврии производятся в Бразилии. Если быть точным для Таврии не производятся, подходят от аналогичной по классу машины, при установке необходимы переходники. Номер по каталогу Каябы 663035. Амортизаторы качественные и не смотря на цену, всё больше набирают популярность среди покупателей. На сегодняшний день считаются самыми качественными амортизаторам для Таврии. Производятся только передние вставки. Передний амортизатор в сборе и задние амортизаторы не производит.

Характеристики.

Условно амортизаторы делят на три группы - мягкие, стандартные и жёсткие. Чем мягче амортизатор, тем комфортней подвески и хуже устойчивость. Чем жёстче амортизатор, тем лучше устойчивость и жёстче подвеска. Выбирайте исходя из своих предпочтений. если у Вас спортивный стиль езды - берите жёсткие, если ездите спокойно - берите мягкие. Если машина постоянно под грузом, берите жёсткие.

Мягкие - Агат Экстра, польская Делфи, китайский мастерспорт.

Стандартные - Агат стандартные, практически весь китай, ССД, масляный Фенкос, каяба.

Жёсткие (по другому называют усиленные или спортивные) - Агат спорт, Агат газовые, CRB-KLS, Фенкос газовые, Питерская Плаза.

Ремонт или замена?

Ремонт (перебор) амортизаторов для Таврии дело не благодарное. Главная и адекватно не разрешимая проблема, это отсутствие запчастей. Шток и опорную втулку заводcкого качества купить крайне сложно. Есть в продаже сальники и клапана. Основная проблема в амортизаторе это износ пары шток-втулка. Проблема эта качественно не решается. Есть смысл ремонтировать только новые амортизаторы (например брак, но по гарантии нет возможности менять).

Установка.

В этой статье изложена информация из расчёта что у Вас есть книга по ремонту. Опишем здесь "тонкости".

Какой нужен специнструмент? Специфического, именно для ремонта Таврии не нужно ничего. Из присоблений струбцина для стяжки пружины, съёмник для наконечника рулевой тяги, ключ для удержания штока амортизатора.

Перед заменой запаситесь всеми запчастями которые могут понадобиться. Договоритесь с продавцом о возврате не нужного, обычно они идут на встречу. Нужно иметь под рукой - чехол амортизатора, верхняя опора, отбойник, болт регулировки развала-схождения, нижний болт крепления амортизатора к кулаку. При диагностике верхней опоры её необходимо поставить на шток амортизатора без пружины и затянуть гайку, иначе корректно люфт в подшипнике не проверите, внутренняя обойма подшипника состоит из двух половинок.

Если меняете вставки, а не амортизатор в сборе, необходим ключ для разборки амортизатора или трубный ключ с не зализанными губками.

Развал после замены амортизаторов делать обязательно, это не та операция, на которой стоит экономить. До замены амортизатора проверьте все люфты в ходовой и устраните их, что бы не ездить на развал дважды.

После сборки амортизатора, пружины и верхней опоры не затягивайте гайку на штоке амортизатора до конца (не дотяните пару оборотов). Прокатитесь после сборки 50 м, а потом затяните гайку окончательно, подвеске нужно "встать на место".

Внимание! Вставки в передний амортизатор могут не подойти. Не встают  в китайские амортизаторы, в кооперативные амортизаторы сделанные из листового металла, а не из трубы (сварной шов не даёт установить вставку) и в польские не разборные амортизаторы (это можно увидеть до разборки, поддомкратив машину и подняв чехол, посмотреть на верх корпуса амортизатора, должна быть гайка, не завальцованный торец).

Статья написана 02.09.2008.

Последнее обновление 15.01.2021.